Импортозамещение софта пошло не так
На этой неделе в Москве на «Большом Медиа-Коммуникационном Форуме» (именно так, всё с больших букв), состоялся форум поменьше, посвящённый отечественному софту и «железу», точнее, их импортозамещению. Помощник президента и профильный министр, обещанные организаторами, не пришли, однако IT-директора двух крупнейших в стране работодателей, РЖД и «Почты России», были.
Ниже перечислены сообщённые участниками мероприятия факты, представляющиеся важными или интересными.
Импортозамещение пошло не так. После принятия постановления правительства №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух ожидал к настоящему времени увидеть в реестре отечественного ПО две-три сотни продуктов, а их там уже 4500+. Не было ни гроша — и вдруг алтын!
Толк из этого есть, с 2015 по 2017 годы закупки импортного ПО снижались по годам в миллиардах рублей так: 230, 195, 119. То есть закупки импортного софта обвалились ВДВОЕ.
Западодрочеры мне скажут, что сокращение закупок импортного ПО произошло на фоне снижения общего объёма госзакупок — а я им отвечу, что темпы сокращения общего объёма были существенно ниже – единицы процентов.
Не позже мая в правительство поступит директива, предписывающая госкомпаниям (их закупки ПО – это 70% российского рынка) приобретать отечественное ПО.
Национальный фонд алгоритмов и программ, ныне пребывающий в печальном состоянии, возможно, будет преобразован в хранилище не программных продуктов, а «решений», демонстрирующих практические приёмы замещения импортных технологий и программных продуктов.
Реестр отечественного ПО, пользоваться которым сейчас крайне неудобно, будет приведён в божеский вид – за счёт правильной классификации программных продуктов, прежде всего. Сейчас, например, один и тот же продукт может числиться в реестре одновременно как «Прикладное программное обеспечение общего назначения», «Офисные приложения», «Системы управления процессами организации» и «Информационные системы для решения специфических отраслевых задач».
Из названий только этих четырёх классов ПО, между прочим, видна беспомощность классификатора отечественного ПО, применённого для реестра. Классификатор – одноуровневый, без деления на подклассы, чего для четырёх с лишним тысяч объектов недостаточно.
Классификация же как таковая способна озадачить кого угодно – пойди пойми, например, что такое «прикладное ПО общего назначения». Сейчас классов уже 24, а когда реестр создавался, их, помнится, было всего-то пять. Очевидно, всякий раз, как только архитекторы реестра сталкивались с неведомой им формой софтверной жизни, они специально для неё заводили ещё один класс программных продуктов.
Реестр и правила его применения надо совершенствовать, и не только из-за никудышного классификатора. Главное, что от реестра требуется – помочь заказчику найти отечественный аналог импортного ПО, а сейчас реестр для такого не годится.
Проблему будут решать (хорошо бы не так поспешно, как создавали реестр отечественного ПО. — АА). При Центре компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, созданном в 2016 году, сообщил Илья Массух, будет создан экспертный совет, впервые он соберётся на заседание в мае. Другой экспертный совет, при Минкомсвязи, который как раз ведает включением программных продуктов в реестр, решил произвести их инвентаризацию, для чего затеял, в частности, анкетирование правообладателей, задав им вопрос в лоб: какие иностранные продукты способен заменить ваш софт?
Далее, операционные системы. Нынешние государственные информационные системы (ГИС) писались под Windows, и с ОС, вошедшими в реестр (для десктопов это всё Linux-системы), они несовместимы. Надо перерабатывать ГИС, полагает Илья Массух. Два года назад, когда создавался реестр, ни заказчикам, ни компаниям не было понятно, на какие ОС ориентироваться. Сейчас в реестре есть «три крепких производителя ОС» (вообще же их в реестре 44. — АА), и задачу адаптации информационных систем под них можно решить «за два-три года».
Говорили также об СПО – при каких условиях можно записать СПО-продукт в число отечественных? Практический ответ экспертный совет при Минкомсвязи уже дал – если производитель сам продукт компилировал и собрал, то это продукт отечественный.
В действительности картина несколько сложнее. В число критериев «отечественности» следовало бы включить степень влияния на сообщество open source. Такое влияние у российских программистов есть, например, в сообществе, разрабатывающем СУБД, но его нет в среде разработчиков офисного софта. Без авторитета же в сообществе поневоле придётся делать проприетарный продукт, если хочешь его контролировать.
Искусственный интеллект от Сбербанка – хорошая иллюстрация сказанному. К настоящему времени Сбер эволюционировал от идеи «сейчас наймём программистов и сами всё напишем» к «давайте работать в среде СПО». Работа с СПО, по словам представителя банка, обходится в два-три раза дешевле.
Утилитарную пользу (скажем, снижение ставки ипотечного кредита) сбербанковский ИИ принесёт, хочется верить, в дальнейшем. Представитель банка пообещал в 19-м году не то чтобы внести ИИ-систему в реестр, но завершить и обнародовать «платформу». Пока что критерии успеха проекта «чисто математические».
Герман Суконников, заместитель начальника департамента информатизации РЖД, говорил об «успешном переводе компании на использование отечественного ПО» и впечатлял цифрами: более миллиона занятых, 85 тысяч километров линий, миллиард проданных билетов за год.
Исторически РЖД страдали не от недостатка, а от избытка отечественного ПО – «зоопарк» IT-систем в компании, рассредоточенной на 1/6 части суши, достигал сказочных размеров (сокращение номенклатуры эксплуатируемых продуктов – всё ещё стратегическая задача). Но серьёзные дела – «облака», ERP – железнодорожники делали за счёт импорта, в частности, SAP. Из выступления Суконникова следовало, что импортозамещение системного и специального ПО в РЖД если и возможно, то приведёт к потере производительности и, следовательно, увеличит потребность в «железе». Но желание обеспечить импортозамещение со стороны показалось искренним, на грани энтузиазма.
Замгендиректора «Почты России» по IT и развитию новых продуктов Сергей Емельченков пообещал «уйти от Windows до конца 2019 года» и сообщил, что «Почта» третий год «не платит Oracle ни рубля». Вообще, IT-независимость необходима, вот пример: когда из-за борьбы Роскомнадзора с Telegram «на простом отключении IP адресов» стал недоступен пустяковый внешний (от Google) сервис проверки капчи, встали зависящие от него системы «Почты».
В России 17 тысяч почтальонов получили для работы смартфоны на отечественной мобильной ОС Sailfish.
«Почта России» хотела бы внедрить у себя отечественный офисный пакет «МойОфис», к которому уже присмотрелась и который ей нравится. Помешать этому может только 233-й федеральный закон, устанавливающий правила конкурсной процедуры закупки для госкомпаний.
На форуме «Российский софт: эффективные решения» выступили также представители отечественных производителей аппаратного обеспечения на процессорах «Байкал» и «Эльбрус».
Мероприятие, заметим в заключение, было приурочено к выставке «Связь-2018» и проходило в одном из её павильонов. Общее (и поверхностное) впечатление от выставки: она похожа на дальние павильоны ганноверской CeBIT десятилетней давности. Среди экспонентов ни одной американской компании, единицы европейских, десятки наших, остальное – китайцы. Что, в общем-то, правильно — ибо отражает реальность.
На самом деле Алексей Навальный вовсе не оппозиционер. А один из лучших ученых-генетиков современности. Ведь только ему удалось вывести породу хомяков, которых можно доить круглый год.
А для политических ток-шоу — свежего пиндоса выписали. Тоже Майкл. Када его «запинают», как Бома до просьбы русского паспорта — ннада буит ещё когонить искать.
Предлагаю — сразу Женьку Псаку или эту — аляскинского губера бывшую(?) — тож прикольная.
Чехия призналась в производстве и хранении «Новичка»
Апобомбить??
Окакинтересно, чем большэ в лес , тем дальшэ дроф.
Не, дрофы в лесах не живут, они по степям бегают.
Чем дальше в лес, тем третий лишней…
Мегеге. А ведь кто-то всерьез принимал болтовню о химическом разоружении. Уничтожалось устаревшее, вышедшее из строя оружие — шоу для почтенной публики. Все довольны, все смеются. А на деле «Новичок» даже не был внесен в Конвенцию. Так что формально к чехам претензий быть не может.
А вот про интеллектуально одарённых!)) Лондонские иудеи супер(ульта)ортодоксы сжигали сот.ТЛФ на своём празднике Лаг ба-Омер и устроили взрыв. Кучка ТЛФ была значительная. Полили бензинчиком. Кстати, можете обратить внимание, что находящиеся в этой же толпе евреи, (такие же борцы с адскими изделиями) снимают фотографии и видео на именно эти адские изделия))).
Ну и бахнуло! В результате около 10 человек получили ожоги, а ещё 20 были травмированы из–за возникшей паники и давки. По мнению пожарных, причиной ЧП стало чрезмерное количества поджигающей жидкости. Точное количество сложенных для сожжения смартфонов при этом не называется.
Думаете прекратили петь свои дурацкие песенки? Шоу маст гоу он!
Видео этого «праздника» интеллектуально одарённых (1мин. 44сек)
http://u.to/RksTEg
Поразительное человеколюбие!((