Арамейский — язык Христа?
Продолжаю знакомить вас, судари и сударыни, с избранными мною страницами книги «Сто языков. Вселенная слов и смыслов». Сегодня речь пойдёт об одном из древнейших языков — арамейском. Статью в книге об этом языке написала Елизавета Игоревна Ивтушок (Москва).
Арамейский
Язык межнационального общения на Ближнем Востоке в первом тысячелетии до н. э. и наряду с древнееврейским — язык Ветхого Завета.
Говорить о существовании единого арамейского языка, по мнению большинства специалистов, нельзя: он разделён на разные периоды развития (от древнего арамейского до современного новоарамейского) и родственные диалекты (например, мандейский — язык религиозных жителей долины Иордана).
Первые упоминания об арамеях — семитских народах, населявших территорию Сирии и Месопотамии — появляются в аккадских источниках в конце второго тысячелетия до н. э„ а древнейшие памятники языка относят к IX— VIII вв. до н. э.
С начала первого тысячелетия до н. э. арамейский (а точнее, имперский арамейский) использовался для межнационального общения народами Ближнего Востока, преимущественно в торговле и в качестве административного языка. Наибольшим «спросом» в этом качестве имперский арамейский пользовался во времена существования Ахемединской империи — в VI—IV вв. до н. э. Язык был исключительно письменным: пользовались им многие, но носителей не было. Использование арамейского в качестве языка торговли и международных связей также привело к тому, что большинство сохранившихся документов на языке — официальные.
Контактный имперский арамейский, в отличие от своего предка, древнего арамейского, был стандартизирован и поэтому — упрощён: например, в нём не было фиксированного порядка слов, тогда как в древнем арамейском преобладал порядок VSO (глагол — субъект — объект).
Ценность для современных семитских языков также представляет арамейская письменность: еврейский, арабский и сирийский алфавиты являются «наследниками» арамейского. Сама арамейская письменность — это система консонантного фонетического письма: алфавит передаёт только согласные звуки. Раннее арамейское письмо пришло из финикийского; существуют также памятники арамейского языка, записанные аккадской клинописью и египетскими знаками. Примечательно, что самый большой арамейский текст, сохранившийся в своём изначальном виде, записан именно древнеегипетским алфавитным письмом на папирусе.
Арамейский язык наряду с древнееврейским (библейским ивритом) был использован для записи фрагментов Ветхого Завета: некоторых частей Книги Ездры и Книги пророка Даниила. Более того, считается, что один из диалектов арамейского был родным языком Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют отдельные высказывания, записанные греческим алфавитом в Евангелии от Марка: например, в молитвах Иисус нередко обращается к Богу αββα, что в переводе с арамейского означает ‘отец’.
Среди современных потомков арамейского языка наиболее распространён литературный ассирийский (новоарамейский) — семитский язык, на котором говорят на территории Ирана, Ирака и Турции. Общее число носителей — около 200 тыс. человек. Арамейский также используется современными церковнослужителями. Ни один из современных новоарамейских языков не имеет статуса государственного.
В сети я нашёл любопытное дополнение (см. Источник) об арамейском языке и Иисусе Христе:
Арамейские племена своего государства никогда не создавали, то есть арамейский никогда и нигде не был государственным языком. Но начиная с I тысячелетия до н. э. этот язык (точнее — его многочисленные диалекты) сменил господствующий на этой территории аккадский язык, исполнявший ту же функцию — межнационального общения. Арамейские языки относятся к группе семитских языков, и на этих языках говорили многочисленные племена, населявшие в древности Сирию. Причем у каждого племени был свой диалект. Различия в произношении нивелировались только к эпохе Иисуса, когда один из диалектов арамейского стал довлеющим и его даже называли имперским арамейским языком. Даже в самом сердце иудаизма, Иерусалиме, купцы говорили по-арамейски, поскольку торговать им приходилось не только с эллинизированным миром, где в ходу больше был греческий, но и с дикими окраинами, где греческого не знали. Но простые жители Иерусалима арамейским владели плохо, игры слов на этом, чуждом для них языке не понимали. Этим-то и объясняется, что ученики из иудейской среды просили у своего Учителя разъяснений, теряя смысл сказанного им. И так же поступали ученики, которые происходили из отдаленных оккупационных зон, где языком общения был греческий. Верно понять Иисуса могли лишь жители Галилеи. И не случайно Иисус приблизил к себе и больше всех любил тех, кто его понимал, — своих братьев, своих соотечественников. Жители Иудеи к этим избранным не относились.
Так что, скорее всего, хотя Иисус знал греческий и латынь, эти языки он использовал для получения информации и ведения споров с оппонентами. На греческом он вынужден был говорить с теми своими учениками, которые не были иудаистами. Иврит как священный язык употреблялся для религиозных целей. На нем Иисус читал и толковал священные тексты. На нем Иисус молился. Но родным языком был для него арамейский. Правда, какой именно диалект арамейского — этого никто из исследователей не знает. Само собой, не имперский арамейский, который был языком, унифицированным под нужды межнационального общения. А живой диалект, на котором говорила его семья. Одно мы знаем точно — это диалект арамейского из Галилеи. И именно на своем родном языке Иисус воззвал к своему Отцу Небесному, когда его привязали к кресту и оставили умирать. «Элои, элои, ламма савахфани!» — сказал он своему Богу с креста. Обычные иерусалимцы его не поняли, они решили, что он взывает к пророку Илии. А он всего-навсего закричал небу: «Бог мой, Бог мой, зачем Ты оставил меня?». На родном арамейском наречии.
<< «Иврит как священный язык употреблялся для религиозных целей…»
Хмм, и чё — есть таки документы той эпохи — молитвы там или ещё что — написанные на именно иврите?
И к чему бы это стремление служителей культов всех времён и народов — отделяться от шырнармасс? И аки тати — на своей фене ботать?
Латиницей по старославянски Ratay as esm. И без гласных Rt s sm.
а и что б ни ктооо не догадаааааался….
Странно — язык есть, используется вовсю, а носителей немае… — точь-в-точь, как с церковно-славянским (др.-болгарским) в России. Всегда считал арамейский праматерью БВ языков, от персидского до арабского, хинди и еврейского. Кстати, про «Ахемединов» — это переписчик папирусов ляпнул, или ошибка в источнике? ))
По поводу носителей: латынь и до сих пор используется, но кто реально на ней говорит и является носителем? Вообще-то откровенно говоря в языкознании столько всего накручено-наверчено, что диву даёшься (как, впрочем, во всех гуманитарных «науках»).
По поводу Ахемединов-Ахеменидов: я только воспроизвёл текст, но не редактировал и не сверял его. Посмотрел ещё раз — именно так — Ахемединской — и написано у автора (третий слог инвертирован, вместо «нид» имеем «дин»).
Вспомнились мну препирательства с Тимом по этому поводу. И сказано ему было — финикийцы-ассирияне — фонетику дали и армяне(в основном) — азбуку-начертание. А уж пейсать слева-направо или наоборот— то наживное.
Не понял, кому именно финикийцы фонетику давали, а армяне — азбуку-начертание?
Ну как кому — аарамеям, сопсвена. Иле езыг таки был аарамейский, а самих аарамеев — не?
А как могли армяне дать арамеям азбуку, ежели староарамейские надписи из Дамаска, Хамы, Арпада, Ассирии датируются 9-7 веками до н.э., а армянское письмо создано просветителем и богословом Месропом Маштоцем ок. 406 г. н. э. (5 век н. э.), т.е. спустя 12-14 веков.
Ваше Котейше — вот сами подумайте — клинопись аарамеям. значица «смогли дать», а вот другой кто и позже — неа — «не шмог»? И т.е. — до Месропа — армяне ничего не писали?
Прям как русские лапотники. Пейсать начали тока в каком там веке? Когда болгарина два забрели к ним и от нечего делать азбуку им придумале.
Ну, сейчас мы будем забредать в дебри, потому как надо поднимать историю формирования армян как самостоятельного народа, историю формирования русских как самостоятельного народа etc.
Язык всё-таки первоначально формируется именно как звуковой способ общения (сиречь устный), и накопленная информация первоначально сохраняется в устной традиции. А потом уже возникает письменность. Иными словами, на первоначальном этапе любой естественный язык достаточно длительный период является бесписьменным. Поэтому и не писали армяне до Месропа. Да и Месроп озаботился созданием оригинальной письменности прежде всего для перевода Библии на армянский язык. Как впрочем и Кирилл с Мефодием.
По поводу формирования армянского языка. Вот вам цитата на этот счёт из Лингвистического энциклопедического словаря: «Большинство исследователей предполагают, что в основе армянского языка лежит язык племенного союза хайаса-арменов в составе государства Урарту. Армянский этнос сформировался в 7 в. до н. э. в Армянском нагорье. Древне-армянский язык известен с 5 века, со времени создания армянского алфавита». А древнейшие надписи на арамейском датируются 9-м веком до н.э., за два века до возникновения армян.
По поводу «русских лапотников». Ну, скажите, будьте добры, в каком же веке они начали писать? Какую письменность использовали и чем это всё подтверждается. Я, конечно, понимаю, что сегодня в тренде по мере возможности удревнять свою историю, но «удревнение» это в большинстве случаев лежит в области фантастики (гепербореи etc). Я фантастику люблю, но в чистом виде, когда авторы не стараются выдать свои фантастические измышления за истину в последней инстанции. А сегодня разного рода публикаций на тему — ох какой древней нашей истории, пруд пруди.
Ну хорошо — «фантастика». Но — где же неопровержимые и «железобетонные» факты вот этой самой «невоообразимой древности» тех же самых урартовцев, ассирийцев. финикиян и проч. — ?
Ой, мамадарагая — а это утверждают «всё те же» — именно те, кто делает заявления о «краткости» истории славян и проч. причём в разных странах — все эти заявления настолько различны. что понять невозможно — так кто всё таки прав?
Персидские прфессора — противоречат немцам. а те в свою очередь — профессорам из швеции, шведы — несогласны с арабами, а те — с египтянами.
Вот такая карусель.
А с другой стороны мы можем воочию видеть схожесть культур — пр-ки на всех материках — очень уж схожие пирамиды и много чего ещё.
Такшта — наличие звания — совсем не гарантия истины. И даже — не аргумент.
Сов7 вот недавно — оказалось(вдруг!), что бинты на мумии древнеегипетской моложе самой мумии на полторы с лишком тыщи лет. Упс! Неловко то как. И выяснилось. что датировки по радиоуглероду — изначально калибровались на основе уже имеющихся «авторитетных» исследований историков. Т.е. — лажа полная.
У нас историки вообще молодцы — делают заключения и по строительству и по металлургии и вообще по всему, что хоть как то связано с историей. Вот такие они широкие спецы. А заключения именно, что спецов — не, не ннада. Они и «сами с усами».
А ведь научный метод, то — а? Строение — получи заключение технологов строительства, материаловедов, химиков etc, а вот потом — синтез и сведение всех этих сведений — работа именно что историка.
Неа. Всё — сам. И экспертные заключения и выводы и интерпретации этих же выводов.
Профанация научного метода, как есть.
Туринская плащаница по радиоуглеродному анализу — 13 или 14 век.
Ннда?
А я вот чейтал, што там — чорт ноги поломал вже.
Каг и с этой вот мумией — историки такую версею пердлОжиле: «Лежала она се, лежала полторы тыщи ну иле скока там лет. И потом иё — пермотале. перевяску исделале, ога».
На просьбу предъявить общественности оригинал «римской волчицы» — таинственно молчат и ссылаюца на трудности доступа.
И таких вот историй у историков — сплошь и рядом.
Слово «лупанарий» те о чем нить говорит?
Нишечки такие для урночег?
Публичный дом у в древним щопздц Первом Риме.
От латинянскаго «lupo» — блеадь.
ЗЫ.
Забыл сказать… Это второе значение слова. Первое — волчица.
Мгм.
Бобро поржаловать в дивный мирц лингвистики
ЗЗЫ
Какими дивныме краскоме заигралобле выражение «капитолийская волчитца»© не находишь?
Тут да — обознатушке с колумбарием. Упс — обмишурилсе.
2 ZIL.ok.130
Так в том и дело, что радиоуглеродный делали по ткани (лён, емнип) плащаницы. А уж потом стали выискивать споры растений и прочие наводящие. По спорам, кстати, получалось, что по крайней мере с временем года и местом действия все боле-мене совпадает с Новым заветом.
Воот — по спорам получалось. по ткани — не очень, а по «остаткам» крови — вообще не пойми что. Там выше я нопейсал. что сам метод был калиброван на основании «авторитетных исследований» — т.е. на основании уже существовавших тогда «железных» датировок, представленных историками.
Ну, представьте себе. что у вас градусник. шкалу которому нарисовал(калибровал) — художник. Причём он это сделал так, как он «видит». Здорово, правда?
Мегегеге..
Вы не оттуда копаете.
Копайте от проецирования рельефного лица на плоскую ткань. Вставшие внезапно вопросы пропорций порадавают вас своей юношеской упругостью
Тако же осмелюсь напомнить, шта Туринская плащаница — это лишь последняя из предыдущих.
А число им — 43.
Всегда радует, когда Технари ™ кидаются со штангенцыркулеме замерять шышку, каковую им представляют выросшей на яблоне, и изыскивают доказательства обратного, упуская простой вопрос: а какого, сопсна, буя?
Технари ™ любят свои игрушки.©
И доверяют им гораздо больше, чем историкам, борзописцам и прочим мичуриным… :)
Не совсем так. Радиоуглеродный метод сам по себе достаточно точен и калибруется он по многим источникам, а не по одному какому-то с потолка образцу. К тому же, систематические нарушения свойств органики и, соответственно, точности из-за внешних воздействий начались только в индустриальную эпоху. Поэтому, если выделить из ткани чистую целлюлозу и знать широту, на которой она произрастала в доиндустриальную эпоху, то точность около 50 лет достижима была и в 80-х.
Другое дело, что вся история с исследованием, проведенным всего 3 лабораториями, достаточно мутна в организационной части, начиная от выбора образца, заканчивая отбором лабораторий. И проводилось оно всё же в 1988 году. Поэтому, конечно, вопросов полно.
А церковь, я уверен, в ближайшие лет сто подобных исследований больше не позволит…
З.Ы. Расхождение по векам ничуть не противоречит совпадению по времени года, если вспомнить Фоменко… ;-)
А, стисняюс спрасить — а по каким источникам?
Вы можете представить источники. положение которых вы можете гарантировано точно знать? Почему я говорю про «положение»? А потому. что действие даже солнечной, не говоря уже про другие виды радиации — влияет же, согласитесь?
У вас есть контрольные образцы с возрастом в пол- в тыщу в полторы, две и так далее лет? И вам же точно известны условия в которых они лежали — температура, наличие магнитных полей и тыды?
В том то всё и дело — до сих пор нет единой системы калибровки. которая была бы общепризнанно верифицируемой.
Полно образцов, например, из раскопок Помпеи. Это просто первое, что пришло в голову. Вапще идеальный вариант консервации — стряхни пыль, почисти от пепла и исследуй с поправкой на широту места.
Да что вы гогорите!
И вы знаете их точную датировку?
Как вы не можете понять, что нужен контрольный образец с заведомо правильной датировкой? А у нас получается, что берутся образцы, на которые нам указали сплошь все «известные», «авторитетные» и даже местами — маститые историки и начинаем от них, как от печки «плясать». А потом «удивляемся» всяким непоняткам.
И потом — образец из Помпеи — точно ли будет соответствовать образцам из других регионов? Как в результаты вводить поправки?
Ну а про Помпеи — вы зря. Там столько туману, что — мамадарагая.
Историкам следует поучится у палеонтологов — +/- 5-10 млн лет — нормалды.
Они так и пишут всегда — «примерно» и не парятся.
Нндя Помпеи — помница што то про какого то германского прохвоста.
Прям «Джентельмены удачи» и шлем Александра Македонскаго. ыыыы.
ZIL.ok.130:>>И вы знаете их точную датировку?
А вы походу поклонник Носовского и Фоменко? :)
Из совсем других регионов не будет соответствовать, но в данном случае и климат, и широты схожи. Это сейчас вокруг Иерусалима пустыня, а в начале эры там был город-сад, как и в Египте. Даже во времена крестовых походов это была цветущая земля. А поправку на широту сделать как раз просто, этот параметр с тех пор не изменился.
Так что особой разницы не будет, если только не принять версию Фоменко, что Помпеи — результат извержения 16 века, а не первого. В любом случае такое сравнение было бы полезно при любом результате.
В одном Фоменко с Носовским правы: история — дело темное. У нас еще свидетели живы и документов вагоны, а некоторые уже историю 1939-1945 гг. «пересматривают».
Ух ты, ёоооо!
Каг вас «осенило» то!
Нащёт Фоменко с Носовским та!
Скажу сразу — чейтал, но вопросов к ним — куча. Причём по поводу как раз логических внутренних противоречий. Но! Это всё не отменяет и не снимает такие точно вопросы к «официалам».
И — заметьте — к официалам, в силу просто большего объёма — их(вопросов) — больше.
Я, сопсвенно, вот о чём — на стыке Ирака, Сирии и Турции живут, вот прям сейчас — немногочисленные сирийцы-езиды, иракцы(аравы)-езиды и турки-езиды. И можно начинать — борьбу за «сплочение нации». Будущей нации — езеев. Со временем — найти спонсоров, напечатать паспортов с графой «национальность» — езей. Начать требовать создания национального гос-ва езеев, кричать везде о притеснениях и тыды. И не важно, кто все эти люди будут «по крови» — тюрки, семиты или ещё кто. Вот так и была создана «нация» «евреев».
Рецепт — стар, как мiр. А поскольку составляющие части этой «нации» — разнородны, то и будут возникать вот такие непонятки с языком — на каком там языке говорили «древние езеи»? А чёрт его зна — давайте примем, что на вот таком. И всё тут. Это — официальная точка зрения. И всё на этом.
И таких вот «зародышей» будущих наций — по всему свету — в количествах.
Есть пример и поближе — Украина. Там тоже пытаются сформировать новую нацию, и тоже камнем преткновения становится язык.
Ну да, так и есть. всё это уже было стопицот раз в истории. Вот взять сербов — православный — серб. Серб-католик — хърват, а серб-мусульманин — бошняк.
Православный моравец — словак(словенец), а моравец-католик — чех.
Тут способ универсален — можно разделять единые народы, а можно соединять абсолютно разные — всё зависит от политических стратегий.
Счаз встанет из мрака с усами пурпурными Тима, достанет свежий номер «Погром и порядок», свернет трубочком и станет фехтовать.
Иисус?… Наш, русский Иисус и говорит на арамейском?..!
Мачи жидовствующих!
Не, нуачо — он же сын Божий, чего бы ему и не на абрамейском говорить, если вокруг Абрамсы? Были бы вокруг рептилоиды — он бы на рептилоидном размовлял. Небось это попроще будет, чем накормить много тыщ абрамеев семью хлебами.
Жыдовствуешь?
Ой смари, придет сионист Сердюк — амба тибе.
Мне то чо — я привыкши.