АССА. К 30 — летию премьеры.

Публикуется по просьбе Konmatt

Привет камрады! Доброго времени суток. Посмотрел тут давеча свежим глазом фильм «АССА». Смотрел только один раз и то не позднее 1989 года. Каюсь, что с 30-летием премьеры малость припоздал. Премьера состоялась 1 апреля (SIC!) 1988, что не слабо так символизирует. Вот нельзя было перенести на другой день никак. Теперь какая почва троллям для гадких шуток.
Теперь к делу, отойдём от затянувшейся преамбулы. Нет я не о том, что перемены которые требовали наши сердца были осуществлены не Банананами и не Цоями. То что те перемены делались как — раз таки Крымовыми в своих шкурных интересах сейчас знают наверное даже дошкольники, ибо кричат об этом из каждого утюга.(Интересующимся темой гуглите Илья Кормильцев «Великое рок-н-ролльное надувательство — 2». Очень рекомендую.) Я вот о чём, Соловьёв своим фильмом извергающим, как Везувий, перестроечный оптимизм кое — в каких вопросах оказался оракулом. Ванговал, как модно ныне выражаться, сам того не ведая. И, читая фильм между строк, начинаешь замечать много интересного.
Итак, центральная фигура, юноша со странной кликухой Бананан (это явно не имя собственное) извлечённой из в общем-то дурацкой песни «Здравствуй мальчик бананан» Юрия Чернавского звучащей в фильме. Добрый, доверчивый, взбалмошный и … откровенно глупый. Слабее физически и духовно негодяя Крымова. Да крымовы это – порождение советского строя, который В.Цой в конце фильма призывает «переменять». Но кто будет это делать? Бананан, как персоналия — квинтэссенция советской молодёжной контркультуры 80-х выставлен режиссёром откровенно недееспособным к борьбе субъектом. Бананан не Че Гевара и не Матрос Железняк. Он слаб и ещё раз, повторюсь, откровенно глуп. Понимал тогда Соловьёв, формируя своего героя таким? Понимал   ли он тогда, кто будет творить грядущие перемены? А зрители конца 80-х из фильма поняли это? В фильме отчётливо видно, что Бананан Крымову не противник. Порвёт его Крымов «как тузик грелку», что в конце фильма и произошло. Причём сам Бананан до последнего момента этого в упор не осознаёт. Гуманный, по меркам 90 — х, Крымов даёт ему шанс сорвать на ипподроме банк в 3600 с копейками рублей (в 1980 то году!!) и просто просит исчезнуть на 2 недели из Ялты, но туповатый юноша и в этот раз не допирает, что это – последнее китайское предупреждение. Нет, он не идёт, как Матросов, на амбразуру, всё прекрасно осознав. Он тупо не понимает, какая силища впилась ему в горло. Перед той силищей капитулирует Советская Власть, которую Бананан так лихо стебёт, а Крымов откровенно ненавидит. Эта власть мешает им обоим.
Девушка Алика, по уровню житейского интеллекта от Бананана ушла недалече. «Склеившая папика» явно не по большой любви (в противном случае, нафиг — бы ей нужен был этот Бананан), а по шкурным интересам, должна отдавать себе отчёт, что изменять всемогущему «папику», мягко говоря, чревато. Реальные «Алики» так не поступают ибо см. выше. (Об Аликах разговор отдельный в том  же 1988-м им был посвящён другой «шедевр» перестроечной мысли «Маленькая Вера»,он ещё дождётся своего исследователя из наших времён, скорее всего, не меня). Настоящий Крымов за такие фокусы сразу  бы, пардон, ей «репу начистил», и никакой трагедии в итоге не произошло. Ну, застрелила Алика Крымова, очень в духе грядущих «лихих». Убила одного Крымова, но не всю их бандитскую кодлу, которая лет через 5 — 6 после событий описываемых в фильме (1980-й, недолго осталось) расцветёт и запахнет. Крымов как человек убит, но Крымов, как социальный институт остался жив, а Бананан погиб не просто как человек. Институт Банананов сделав своё пропагандистское дело в конце 80-х пал. «Дальше действовать будем мы» — пел Цой. Дудки!! Дальше будут действовать Крымовы. И поколение моё, гораздо младше, чем поколение Цоя и Бананана, слушая группу Кино, будет мечтать стать не Цоями и не Банананами. Оно будет мечтать стать Крымовыми с преданными Аликами, ублажающими их (Крымовых) неземными ласками. Некоторым эта мечта выйдет боком. Многие не «встретят живым 2001 год». Вобщем, подводя черту, уже в фильме ясно что перемены которых требовал Цой, будут совсем не такими, о которых мечтали люди 80-х. Это были мы, те — же самые мы, только 30 лет назад. Верящие и наивные. Вот только сам Соловьёв там и тогда осознавал ли, что он намекнул явно не на радужное будущее?
P.S. Не страдаю манией величия, но хочется, чтобы Соловьев эту статью прочитал.

Материал: konmatt, специально для topru.org
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем kot hans на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Комментарии

15 комментариев

  1. Henren:

    Не помню уж о чем этот фильм, смотрел когда-то… Да, 90-е, хорошее было время.

    • SergeyR:

      Аналогично. Помню, что смотрел, но не помню о чём фильм.

      П.Ц.
      Если бы это было сейчас, то по быстрому пролистал бы на компе эпизоды для общего понятия. И всё — такое о фильме осталось впечатление. И, это — при том, что тогда фильмы не прерывались рекламой — иначе, вообще бы, смотреть не стал…

  2. Tim_duke:

    СССР вырастил «крымовых», они его и убили. Так и должно было случиться, Аннушка пролила масло еще в 1953.
    И жалкие, инфантильные «банананы» тоже порождение совка, потому что дядя, а не ты решал за тебя все твои жизненные проблемы. Протест и был направлен сюда, в «всерешающего дядю», но жить самостоятельно советская молодежь не умела, и не хотела.

    • Владимир:

      Да ладно… не хотела, не умела.
      Умели и жили. За редким исключением из моих однокашников процентов 85 стали кем-то.
      Вполне самостоятельное поколение.

    • Shuriken:

      Чушь собачья.

  3. Gena:

    Смутно помню эту кину, как и «Чёрная рожа эмблема печали,красная рожа-эмблема лубви» . А ведь оба кины смотрел.

  4. petrova:

    Смотрела еще в 88-м, сразу после выход на экраны. Была бы умнее, уже тогда всё поняла(((. А так — не вызывал симпатии ни один персонаж. Но песни понравились.

  5. Perlin45:

    Помню, помню… После просмотра фильма у меня чувство омерзения осталось, как раз из-за Бананана, будь он неладен. Жалкий, никчемный персонаж, мнящий себя центральной фигурой… Весь фильм, само- собой не помню, но чувство удовлетворения испытал, когда вор вырвал у него серьгу из уха… Да я бы за одну его песенку про старика Козлодоева, на месте Крымова его в асфальт закатал… Действительно какой-то больно уж добродушный вор в законе получился у Соловьева.

    • zu:

      Крымов показан максимально жестоким, насколько было бы правильно показывать жестоким персонажа массового фильма в СССР в 1987 году.

  6. Galuhka:

    Что-то знакомое, но о чем, убей не помню, а вообще, не люблю позднее советское кино все эти «игла», «маленькая Вера», «воры в законе», «штемп», «кодекс бесчестия», какие-то они чернушные и безнадежные.

  7. Hmm4:

    В общем, смотреть нечего; ранняя перестроечная чернуха. Единственный сильный момент — выход Цоя в конце.

  8. kot hans:

    «Герой нашего времени» или «Бананановый инфантилизм»
    (или мои 5 копеек про «АССА» и не только)
    «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — заявил Ленин, имея в виду значительную массу неграмотных граждан, которая могла впитывать большевистские идеи только через кино (театр, в силу ограниченной массовости, не был упомянут). И за время Советский власти нас приучили к тому, что все, что произносится с экрана, достойно подражания. И так длилось почти лет 60, пока – упс!- не оказалось расхождение по плану и факту. Тогда-то и стали деятели искусств показывать фигу в кармане, точнее, пропихивать ее в окно Овертона. Вот и появились шедевральные «Игла», «Маленькая Вера» и прочие, что перечислила уважаемая Galuhka. Вполне может быть, что идеи-то в них были заложены хорошие, но фигу уже не убрать, и пошло все вразнос.
    Я, будучи благовоспитанной мадам, имевшей в 1988 году за плечами вуз, престижную работу и 2 брака, после «Иглы» всерьез задумалась – а хорошо бы попробовать, как это – «вмазаться»? – вполне себе понимая, как это ужасно. Но слишком красиво было снято. После «Интердевочки» (идея тоже благая – в погоде за благами «райского Запада» тебя затравят, а то и отравят, или иначе убьют, примеры имеем!) почему-то девчонки решили, что это круто!
    Захотели героев иных, чем Павка Корчагин или Тося Кислицына – вот и получили Крымова и иже с ним. А что, плохо быть таким как Бананан? – Наоборот! Милая работа – ночной сторож! Делай что хочешь, хоть песни пой, хоть картины рисуй (картины уровня его снов, видимо, т.е. сделанные хвостом непокорного мула – да я в 1000 раз реалистичнее смогу!). Богемная жизнь – она такая … богемная!
    Взять пример с Алики? Легко! Ну, образование, какое-никакое. Медсестричке и без Крымова денежки на карман капали – кому укол, кому массаж, кому лекарства из больничной аптечки.
    Крымов – да это вообще класс!!! Харизматичный, денежный, спортивный, начитанный…
    Вот и получается, что вариантов для подражания всего три, и те на букву «Б» — бандит, богема или … содержанка. Выбирай, чё хошь.
    Времена, слава Богу, изменились, а вот деятели искусств – нет. И все порываются учить нас жить по своим лекалам, не замечая того, что лекала-то поистерлись.

  9. kot hans:

    Кстати, только сейчас поняла, что культовые «Здравствуй, мальчик Бананан» и «Мой номер шесть» — это истерично исполненная «Жил-был у бабушки серенький козлик» из к/ф «Курьер!»

    • Прорэбе:

      кхм…
      это, мягко сказать — несколько не так.

      • Прорэбе:

        Сходство в обоих случаях заключается в форме протеста. Это так.
        Расхождение же, нмвз, именно в подаче.
        Серенький козлик™ — это, именно, истерика. Протест, вызваный отсутствием аргументов. Свое видение положения вещей, выраженное таким образом, без надлежащих навыков выражения мысли, облечения ее в звук.
        Бананан ™- это тоже способ протеста. Но более профессиональный. Вялая попытка переложить «Черный квадрат» на ноты, если вам угодно аллегорий, пустьдаже столь опасных и приблизительных.
        Отсюда вывод: сравнение, имхо, некорректно. Не стоит путать творческий поиск, вызваный засильем застоя в музыке, с жестовыми взвизгами пубертантных подростков.
        Разные вещи.

Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.